Приемы работы по развитию мелкой моторики кисти и пальцев рук у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на коррекционных занятиях педагога – дефектолога
Актуальность выбранной темы определилась тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики у младших школьников с нарушением интеллекта.
Развитие тонкой ручной моторики является одним из приоритетных направлений коррекционно - педагогической работы с детьми, имеющими умственную отсталость. Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля, а также профилактики дислексии и дисграфии.
Для учащихся с интеллектуальными нарушениями характерно наличие синкенезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т.д. Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой, угольником. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.
Определяют следующие уровни развития и критерии сформированности мелкой моторики кисти и пальцев рук.
1. Выявление скорости движений и уровня развития координации кисти рук.
Критерии оценки:
Выше 34 баллов — высокий уровень
27-33 балла — выше среднего
18-26 баллов — средний уровень
12-17 баллов — ниже среднего
До 11 баллов — низкий уровень
2. Выявление уровня развития динамической координации руки.
Критерии оценки: ошибкой при выполнении задания считается:
- выход за пределы лабиринта;
- отрыв руки от бумаги при рисовании линий;
- нарушение изгибов лабиринтов при их повторении.
Ошибки фиксируются в виде штрафных баллов (очков).
3.Выявление уровня развития координации руки.
Критерии оценки:
Высокий уровень — линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий;
Средний уровень — линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор;
Низкий уровень — очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор.
4.Определение уровня соразмеренности движений руки и глаза.
Критерии оценки:
Высокий уровень — штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры;
Средний уровень — штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий;
Низкий уровень — штрихи неровные, линии разорванные, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.
5.Определение быстроты движений кисти и пальцев рук.
Критерии оценки:
13 секунд — высокий уровень
27 секунд — выше среднего;
41 секунд — средний;
65 секунд — ниже среднего;
1 минута 19 секунд — низкий.
На коррекционных занятиях мною использованы следующие приемы работы:
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- пластилинография;
- работа в технике объемной и рваной аппликации;
- работа с различной крупой;
- выкладывание рисунка по шаблону счетными палочками, спичками;
- работа с шаблоном и трафаретом;
- контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
- графический диктант (зрительный и на слух);
- вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений;
- дорисовка (по принципу симметрии).
В своей работе с детьми использую бросовый материал - крышки от пластиковых бутылок. Их можно использовать, как раздаточный материал, собрав крышки разных цветов (синие, красные, желтые, зеленые, белые, черные, коричневые) и изготовить несложную дидактическую игру «Математические елочки». Игра с крупой «Золушка», игра «Собери бусы». Прекрасное оздоравливающее тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша, а также грецкого ореха, су-джок, мячика.
Дети на занятиях лепят из песочного пластилина цифры, буквы, животных, ощупывают предмет с закрытыми глазами и лепят его из пластилина и т.д.
Используемая в моей работе система мероприятий, по развитию мелкой моторики, при целенаправленном и систематическом ее применении способствует развитию речи, координации, точности, пластичности пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешность работы по подготовке ребенка на новую ступень образования.
Литература.
- Бардышева Т. Ю. «Развитие мелкой моторики». Изд. дом «Карапуз» 2012.
- Гунина Е.В. «Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников», - КЛИО, 1997.
- Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию». – М: Новая школа, 1998 г.
- Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». СПб.,2003.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А.В. Семенович, 1998 г.
- Умайская А.А. «Волшебные точки». – М.: 1987 г.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.